Отраженные вегетативные феномены, обусловленные миофасциальными триггерными точками, расположенными в грудинной части грудино-ключично-сосиевидной мышцы, например слезотечение, зачастую в большей степени раздражают некоторых пациентов, чем собственно отраженная боль. Кроме того, нечеткость зрения и расплывчатость видимых контуров, свидетельствующие о нарушении функции зрения, наиболее отчетливо проявляются при рассматривании контрастных параллельных линий, например деталей подъемных жалюзи. Сужение глазной щели представляет собой характерный признак на стороне местонахождения активных триггерных точек в грудинной части грудино-ключично-сосцевидной мышцы.

Ключичная часть

В клинической картине трех главных симптомов, вызываемых миофасциальными триггерными точками, расположенными в ключичной части грудино-ключично-сосцевидной мышцы, может доминировать любой: головная боль в области лба; постуральное головокружение или нарушение равновесия; нарушение восприятия массы [28).

Головокружение является постуральным и возникает вследствие изменения нагрузки, приходящейся на мышцы. Чрезмерное разгибание шеи и чрезмерное растягивание мышцы, возникающие, например, тогда, когда пациент лежит без подушки на твердом столе при рентгенографии или физикальном осмотре, могут спровоцировать внезапный приступ головокружения. Активные миофасциальные триггерные точки, расположенные в ключичной части мышцы, могут создавать предпосылку к развитию морской болезни или укачиванию во время поездки в автомобиле. Пациенты могут жаловаться на «болезнь желудка» с тошнотой и отсутствием аппетита. Ощущение головокружения может возникнуть ночью, когда больной переворачивается в постели, поэтому он пытается приспособиться поворачивать голову на подушке, не поднимая головы. Днем временная потеря равновесия зачастую развивается вслед за быстрой ротацией головы и шеи. Во время острой атаки такого типа постурального головокружения у пациента неожиданно появляются серьезные затруднения с вождением автомобиля. Кроме того, в этот момент машина может очень резко изменить направление, что нередко является неустановленным фактором в некоторых дорожно-транспортных происшествиях [68].